карта сайта    главная  

7 КЛАСС

СОЧИНЕНИЯ   ПО  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Героизм русской женщины в былине "Авдотья Рязаночка"

Былина "Авдотья Рязаночка" - народное сказание о му­жестве простой русской женщины, которая занималась всю жизнь домашним хозяйством, растила сына, любила мужа, ткала, пряла, стирала, убирала. Миллионы таких женщин на Руси. Но пришла беда: налетела на родные земли "Синяя орда, с пожарами, со смертями", требуя от русских князей пла­тить дань татарскому хану.

Крепко бились рязанцы, А татар не могли отбити, Города Рязани отстояти. Убитых река уносила, Живых Орда уводила.

Три дня Авдотья Рязаночка по пепелищу ходила, голоси­ла по мужу, сыну и брату, плененных татарами. И пошла она к царю татарскому "в полуденные страны". Шла больше года, голодала, много невзгод пережила. Предстала она перед ца­рем татарским маленькая, грязная, изможденная, в лапотках, а вокруг воины вооруженные, табуны лошадей сытые, шатры золотые. Не побоялась она царя грозного, попросила только разрешить ей увидеться с родными. Удивила царя татарского мужественная женщина с земли рязанской, ее умение гово­рить, рассуждать, отпустил он всех мужей рязанских, с усло-

52

вием, что будет сложена про Авдотью песня и Орда в ней добром упомянута будет.

Героизм маленькой беззащитной женщины, пришедшей в Орду, прославившуюся кровавыми набегами, разорениями и жестокостью, заставил царя татарского проникнуться уваже­нием к ней, а мудрость ее покорила грозу русских земель.

Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а жен­щина-труженица "выиграла битву" с Ордой. Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму "пошла Рязань из полону".

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

Поэзия и жизнь в балладе "Светлана" В. А. Жуковского

В. А. Жуковский — известный поэт, мастер поэтического слова, тонкий знаток русской культуры и фольклора.

В балладе "Светлана" автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую боль- . шую, щедрую, трепетную и горячую.

Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. По знамениям судьбы или природы корректировалась жизнь и деятельность одного человека или целой семьи.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали...

Страх перед неизвестным, любопытство, желание узнать судьбу близких толкали к гаданию. Богатство или нищета, замужество или одиночество, жизнь или смерть, вечные ски­тания или оседлая жизнь в кругу семьи — все расскажет гадание в праздничные дни.

В. А. Жуковский, сын помещика Бунина и пленной тур­чанки Сальхи, знал русскую душу, любил российскую глубин­ку, чувствовал природу. В балладе "Светлана" все это слилось

53

воедино, и в результате обнажилась грусть души, страх по­терь. Стих поэта наполнен музыкой, богат полутонами и ню­ансами.

Не зря ведь А. С. Пушкин считал Жуковского великим поэтом, проложившим много троп для русской поэзии. Жу­ковский обладал редким даром охватить в коротком сти­хотворении или балладе тревоги русского человека, окрасить их музыкой и звучанием, раскрыть их тайну, не нарушив це­лостности.

Баллада "Светлана" посвящена Сашеньке Протасовой, в которую был влюблен Жуковский. Гадание на зеркале де­вушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Светлана всматривается в зеркало, и перед ней проходит фантасмагория образов: и раз­бойничий притон,, и "подменный" жених, который оказывает­ся убийцей. Но светлой и ясной улыбкой разрешаются ро­мантические ужасы: это лишь страшный сон.

Жизнь улыбается девушке, а автор заклинает судьбу:

О, не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана.

Будущее реальной Светланы оказалось трагичным, заму­жество — неудачным. Но в история литературы осталась свет­лая, поэтичная красота баллады.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Каким настроением пронизано стихотворение А. С. Пушкина "Узник"?

Поэтическое творчество А. С. Пушкина пронизано тоской по свободе и печалью из-за существования невидимых реше­ток, сдерживающих его всю жизнь.

Поэту было 23 года, когда он написал стихотворение "Уз­ник". В такие годы человек, как никогда, свободен, он полон сил и имеет все шансы реализовать свои планы и мечты. Но

54

А. С. Пушкин видел, что общество, в котором он живет, кото­рое его воспитало на своих никчемных и пустых идеях, — это не что иное, как всеобщий обман, темница. Судьба героя изоб­ражается поэтом как процесс отчуждения от родного ему мира, как разрушение связей с ним. В строке:

"Сижу за решеткой, в темнице сырой."

Пушкин пишет о себе, о безнадежной тоске, о свободе, что рядом. Нужно только попытаться вырваться, но то ли рутин­ная жизнь сковала орла, то ли сытость и безопасность не стоят свободы... В стихотворении нет развития действия, есть предложение:

...Давай улетим/

Мы вольные птицы, пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер... да я!..",

но нет ответа.

Как поступить, "если жизнь тебя обманет..."?

(Сочинение-миниатюра по стихотворению А. С. Пушкина "Если жизнь тебя обманет...")

Судьба. Как много надежд мы возлагаем на нее. У нас свои планы, у нее — свои. В этом стихотворении всего две строфы, но и горькое настоящее, и надежда на благостное будущее в нем переплетены. Разочарование от неудач не должно угнетать. Неизвестное будущее должно держать че­ловека "в струне". Много анекдотов о судьбе придумано острословами, и от них бывает смешно до слез. Слезы высохнут, а смех останется. И радость побед и успехов сменит былую горечь. Подумаешь: "Боже, какой я был глупый!" И идешь дальше, преодолевая очередную ступеньку небоскреба  жизни.

55

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Смерть за честь

(По произведению М. Ю. Лермонтова

"Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова")

Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, на­пример в "Песне про царя Ивана Васильевича, моло­дого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лер­монтова.

Произвол и беззаконие были "визитной карточкой" оп­ричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмос­феру царствования Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибе-евич: не ест, не пьет. Разгневался царь, "...стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил око-яечником...". Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова.

Царь Иван Васильевич посоветовал:

"...Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное...

...И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитриевне:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся".

Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухар-

56

скую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калаш­ников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присут­ствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:

"Ой,уж где вы, добрые молодцы?.. ..JCmo побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит!"

Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался "богатырский бой", и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство "верного слу­ги". С царской точки зрения Иван Васильевич восстано­вил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Ка­лашникова.

"Песня про удалого купца Калашникова" написана Лер­монтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, ко­торые поют славу казненному Калашникову и осуждают цар­ское решение, разошедшееся с мнением народа.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев

(По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба")

Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое "го­сударство". Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя "Тарас Бульба".

57

Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование — это^лишь часть необхо­димого молодому человеку образования. Главное же — бое­вая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Тарас Бульба — полковник, один из представителей ко­мандного состава казачества. Он является воплощением рат­ного духа сечевиков. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на йоту. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказываю­щих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.

Остап и Андрий — воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап — настоящий мблодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрий — более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако в жизнь мечтам Тараса Буль­бы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой в цветущем возрасте. Андрий же попадает в сети ловкой иску­сительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага.

В сцене сыноубийства мы видим величие характера Та­раса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для не­го — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцов­ских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Читателя глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Буль­ба виден во всей цельности и могучей силе своего ха­рактера.

Николай Васильевич Гоголь был пылким патриотом сво­ей родной Украины.  Вся творческая жизнь писателя при-

58

шлась на эпоху царствования Николая Первого. Это было время жестокого подавления любого проявления свободомыс­лия, любого проявления национального духа. Не в послед­нюю очередь это касалось Украины. В повести "Тарас Буль-ба'\ которая должна была стать гимном свободолюбию, Гого­лю, несмотря на жесточайшую цензуру, все-таки удалось ска­зать очень многое. Тарас Бульба на целые десятилетия стал воплощением образа борца за независимость, верного запо­рожским традициям, непоколебимого, уверенного в оконча­тельной победе над врагом.

Образ Тараса Бульбы может быть истолкован и аллегори­чески: старый Тарас — это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий — воплощение взглядов неустой­чивой части казачества, склонной к компромиссам и прямо­му предательству, а Остап — воплощение молодой запорож­ской силы, зреющей в украинском народе.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Н. В. Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украин­цев было неоднозначным в разные периоды творчества: от восхищения и больших надежд до пессимизма, отнесения всех достижений и заслуг в глубь времен.

Гениальная интуиция в сочетании с прекрасным знани--ем национального характера позволили Гоголю создать мно­гогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени. Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой полярно проти­воположные человеческие типы. Остап — то, что называют безупречным бойцом, надежным товарищем. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и

59

долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно при­нимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы стар­ших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" - иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап словно вырублен из цельного куска камня, его характер дан готовым в своей основе, и развитие его — это прямая, в высшей точке подвига обры­вающаяся смертью.

Андрий — полная противоположность брату. Гоголь по­казал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежа­щие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более по­зднему времени развитой и утонченной культуры и цивили­зации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя, Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувстви­тельностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна йтвага в бою и гораздо более важное качество — смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит боль­шее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный ха­рактер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам.

60

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сати­рическая литературная традиции.

В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господ­ствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособ­ность правящей верхушки мыслить и работать.

В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положитель­ный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, про­являет смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем героем, который должен быть примером. А почему? Потому что он всегда готов подчинять­ся, работать на того, кто того не заслуживает, он безразли­чен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под по­стоянными упреками ленивых и легкомысленных генера­лов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его?

Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюм­ку водки да пятак серебра".

В сказках Салтыкова-Щедрина в образах зверей изобра­жены человеческие пороки. Например, в "Премудром песка­ре" столетний пескарь, проживший свою жизнь в одиночестве, никому не доверявший, боявшийся всех и вся, так и не ре­шился хотя бы раз совершить какой-либо стоящий поступок, он, больной и умирающий, без друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно куда. А жил ли вооб­ще когда-нибудь этот пескарь? Никто с ним не общался, не видел его, советы "премудрого" никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в соб­ственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь протечет бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнет или заплачет.

61

В сказке "Медведь на воеводстве" Салтыков-Щедрин при­держивается традиционных амплуа: Медведь-воевода у не­го — майор, Осел — советник, Кукушка — гадалка, По­пугаи — скоморохи, Сорока-воровка — ключница, Дятел — ученый-летописец, Соловей — певец и т. д. Его звери полнос­тью ассоциируются с "профессией", заложенной природой и человеческим восприятием.

Сатирик смеется над пороками общества, которые устраи­вают это же общество, над окружающей действительностью, которая реальна и совершенно не вызывает смеха.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина "Цифры"

Рассказ И. Бунина "Цифры" нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появят­ся дети.

Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства.

Дети и взрослые — люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, пользуются словами одного языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забыва­ет о своем детстве. Он помнит события, но уже не может вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, обладающие умом и чувством справедливости, понимают это и пытаются как бы заново учить язык детства.

В рассказе "Цифры" автор дает две точки зрения на один и тот же конфликт дяди и маленького племянника. Он точно описывает свои чувства в момент конфликта, подроб­но объясняет детали происходящего и одновременно анали­зирует ситуацию как бы из другого времени, когда он смог понять мотивы своих и чужих поступков, дать им правиль-

62

ную оценку. С горечью говорит он о своей гордости, раз­дражении, которое погасило радость маленького мальчика. Бунин находит точные эпитеты, передающие эмоциональ­ность племянника, его любознательность, энергию, живой характер. И беспощадно анализирует свое поведение, не пытаясь прикрываться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Да, эти слова произносятся в рас­сказе и автором, и мамой, и бабушкой, но в контексте рассказа все эти теории выглядят издевательством над таинственным   процессом   познания   мира.

Грустно, что человека много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях. Рассказ Бунина "Цифры" ненавязчиво, но твердо подводит к выводу: настоящее воспитание — это вос­питание счастьем. Важно только понять, что делает ребенка счастливым, и не подменять воспитание давлением и навязы­ванием своих взглядов на жизнь и счастье.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Портрет бабушки в повести М. Горького "Детство"

/ вариант

В повести "Детство" М. Горький рассказал о своих дет­ских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с ог­ромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.

Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка краси-

63

sa, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и по­мочь в любой ситуации.

При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи.

У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, гла­за при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым.

Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непо­слушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.

Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоми­нала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.

М, Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни.

II вариант

Повесть М. Горького "Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа.

Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.

Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспри­нимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От про­плывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-кат бабушка, расскажи еще чего!.."

64

Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в ж.игши. Они стал я сатльтм верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся она — темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом".

Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суро­вым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелки­вается скорлупа... и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отли­чие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.

Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под ка­литку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкорми­ла и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вок­руг, удедяла внимание всем, кто в ней нуждался.

А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяй­ством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка — получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.

М. Горький прошел школу щедрости и суровости, люб­ви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

^0>    ->    4-

3. ВСЮ совр. соч. по рус. и мнр. лит. 5-11 хл.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

"В прекрасном и яростном мире"

(сочинение-отзыв)

А. Платонов в годы гражданской войны работал машини­стом на паровозе, поэтому в рассказе "В прекрасном и ярост­ном мире" со знанием дела он повествует о трудностях этой работы.

Машинист курьерского поезда Мальцев всю жизнь отдал работе, никто не знал и не чувствовал машины так, как он. Поэтому, когда в очередной поездке на дороге произошло ЧП — разряд молнии ослепил Мальцева, — он уверенно про­должал вести машину. Ослепший, он видел ту дорогу, по ко­торой постоянно курсировал, семафоры работали, машина слу­шалась, хотя впереди, на пути несущегося курьерского поезда, стоял другой состав. Неминуемой катастрофы удалось избе­жать, помощник Мальцева Константин, от лица которого Платонов рассказывает, остановил поезд.

"— Александр Васильевич...'почему вы не позвали меня на помощь, когда ослепли?..

— Все: линию, сигналы, пшеницу в степи, работу правой машины — я все видел..."

Мальцева осудили за то, что он "сознательно" рисковал жизнью сотен человек, едущих в поезде.

Доказать, что Мальцев временно ослеп, было практически невозможно, так как машинист говорил: "Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, в воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал..." По счастливому стечению обстоятельств Маль­цев получает свободу. Но каким образом? С ним проводят эксперимент: повторно ослепляют молнией искусственно со­зданной установкой Тесла. Мальцев получает свободу и слеп­нет, кажется, навсегда.

И здесь ему помогает Константин — берет с собой в доро­гу, позволяет слепому Мальцеву управлять машиной и — чудо! Мальцев прозрел.

66

Можно много говорить о человеке и труде, о Мальцеве, тихо погибавшем без работы. Но главным героем я как раз считаю Константина. Человека, который добивался свободы для невинно осужденного, который говорил: "Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключен­ный?", который "был ожесточен против роковых сил, случай­но и равнодушно уничтожающих человека". Он говорил: "Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека. И я при­шел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать".

Вот ради чего был написан этот рассказ. Человек — дитя природы, но никакой жизненный процесс не может осудить его, а человек человека — может. Растоптать, уничтожить, лишить свободы. Вовремя подвернувшиеся обстоятельства складываются в факты и "сокрушают избранных, возвышен­ных людей". Так быть не должно, бороться против обстоя­тельств нет смысла, а против несправедливости нужно бо­роться всегда!

<0>    О    ^

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РОБЕРТ БЁРНС

Бедность не порок

(По стихотворению Р. Бёрнса "Честная бедность")

Роберт Берне — известный поэт не только у себя на роди­не, в Шотландии, но и во всем мире. Строки из его стихов стали для шотландцев лозунгами, многие стихи Берне заду­мал как песни, и теперь их поют не только на его родине.

Поэзия Бёрнса проста, но очень изящна и полна жизнен­ных сил и веселья, она близка к народным песням и балладам.

Сына крестьянина всю жизнь интересовали человеческая сущность, понятия о морали, богатая бедность или' наоборот, бедное богатство. Стихотворение "Честная бедность" - это один из ответов на множество вопросов: почему человек беден, что поможет ему вырваться из нищеты, как сохранить чистоту в душе, при этом имея возможность обогатиться и т. п.

Стихотворение "Честная бедность" написано на мотив народной песни, поэтому его серьезный текст сочетается с шотландской веселостью. Задорная легкость ритма служит своеобразным аккомпанементом глубокому смыслу стихо­творения.

Берне в стихотворении призывает не стесняться своей бедности. Человек, зависящий от денег, богатства, не может быть оценен как человек умный. Это стихотворение созвуч­но с русской поговоркой: "Встречают по одежке, провожают по уму". Вот самое первое и важное достоинство человека, которое невозможно купить. Это гордость и богатого, и бедного. Умом невозможно наградить, расплатиться, его невозможно купить. Ордена, ленты, дорогие одежды — это не показатель ума. Кто у Бёрнса "одет в шелка и вина пьет",   — дурак и плут.

68

Берне оптимистичен в своих взглядах:

Настанет день, и час пробьет, Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.

Мне кажется, что время, о котором Берне мечтал, еще не наступило. Стремление людей жить лучше — естественно, но стремление жить лучше за счет окружающих — примета на­шего времени. Умные люди сегодня прозябают, а в чести тот, кто хитрее, сильнее физически, у которого крепче нервы. Бу­дем надеяться:

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

А человеческие качества тогда будут действительно оце­ниваться по достоинству.

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН

Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона

Джордж Байрон явился одним из родоначальников и яр­чайшим представителем литературного и философского ро­мантизма. Это течение впервые заявило о самоценности твор­ческой личности, противопоставив ее осторожному, консерва­тивному диктату посредственности. Трагический разрыв лич­ности и общества, непонятость и одиночество поэта, его право на самореализацию не только в литературе, но и в личной жизни — вот те ценности, которые составили основу творче­ства Байрона.

Стремление к свободе у Байрона не было поэтической де­кларацией, поэт не только сочувствовал борцам за свободу, он лично принял участие в освободительной войне греческого народа. Байрон видел героев и смерть своими глазами. В сти-

69

хотворении "Ты кончил жизни путь..." он обращается к ге­рою, самоотверженно сражавшемуся за свободу. Смерть за свой народ, родную землю — путь любого солдата, но никто из них не будет забыт.

Пока свободен твой народ, Он позабыть тебя не в силах. Ты пал! Но кровь твоя течет Не по земле, а в наших жилах...

Героя не стоит оплакивать, его подвиг должен быть вос­пет, только тогда его имя сохранится в веках и не будет предано забвению:

Но слез не будет на очах:

Плач оскорбил бы славный прах.

Байрон умер в Греции. Народ оплакивал его как нацио­нального героя. Английский поэт никогда не причислял себя к героям, просто он боролся против порабощения плечом к плечу с простым народом, воспевал в стихах мужество и ра­зум человека, любил и ценил жизнь как единственный дар, который не повторить, но прославить его можно.

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ  ГЁТЕ

Человек и природа

(По балладе И. В. Гете "Лесной царь")

Все мы — дети природы. Творческие люди особен­но хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел "видеть", а для того, чтобы "видеть", нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрос­лому человеку.

70

"Лесной царь" — страшная сказка, построенная на виде­ниях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.

Лесного царя заворожила красота мальчика. Властителю леса принадлежит все прекрасное: побережья с пестрыми цве­тами, жемчужные струи, золотые одежды, седые ветлы; его уязвляет красота мальчика, которая ему не принадлежит, по­этому лесной царь предлагает ребенку все соблазны, которые только может.

Баллада "Лесной царь" построена на репликах трех дей­ствующих лиц — отца, его сына и самого лесного царя.

Отец — уверенный, сильный, реальный, согревающий. Сын — сомневающийся, верящий отцу, надеющийся на его защиту. Лесной царь — таинственная сила, которая для отца выглядит туманом, для мальчика — "в темной короне с густой бородой", отец слышит только, как "ветер, проснув­шись, колыхнул листы", мальчик — шепот лесного царя, отец видит, как "ветлы седые стоят в стороне", мальчик — "лесной царь созвал дочерей". Ребенок не может себе пред­ставить, что отец ничего не видит и не слышит, он все время просит подтверждения, чтобы отец дал ему правильный и вразумительный ответ. Для ребенка все, что происходит, — жизнь. Для отца все, чего боится его сын, нереально. Лесной царь для отца - болезненная выдумка ребенка, для сы­на — видимое, ощутимое, тревожное и пугающее существо. В балладе лесной царь — это сила, которой не может противостоять человек. Он забирает себе мальчика, как бы быстро отец ни гнал своего коня. Страшный детский сон или бред обратился явью. Может быть, мальчик умер от страха перед выбором или от силы любви? Трудно сказать.

Видение Гете охватывает всю жизнь. Оно реальное и ирре­альное, красивое и завораживающее, манящее и пугающее. От него захватывает дух и исходит великая сила, которой про­низана баллада.

♦   ♦   -Ф-

71

ЭДГАР ПО

Отзыв о рассказе Э. По "Лягушонок"

Этот небольшой рассказ посвящен необычной истории. Маленьким королевством управлял жестокий и глупый ко­роль, который считал себя остроумным человеком.

Как-то королю подарили двух карликов: калеку по про­звищу Лягушонок и девушку-танцовщицу Трипетту. В ту пору были в моде придворные шуты, и Лягушонок из-за своего  уродства стал  им.

Маленький неполноценный человек со своей бедой, сво­ими чувствами и привязанностями, которыми никто не ин­тересуется, Лягушонок мечтает о другой жизни, но добросо­вестно выполняет свои обязанности. Его работа — веселить окружающих.

Как-то король, тешась в свое удовольствие под хохот ми­нистров, стал настаивать на том, что доставляло физические муки Карлику, — чтобы он выпил. Трипетта вступилась за Лягушонка: она унижалась, стоя на коленях, умоляла поща­дить ее друга. Король, взбешенный дерзостью девушки, оттол­кнул ее и выплеснул вино в лицо карлицы.

Король и его министры готовы были услышать очередную шутку Лягушонка, но предупреждением им был скрежет зу­бов шута.

В маленьком теле карлика жили огонь справедливости и чувство гордости. Он отомстил этим никчемным людям их же монетой: "весело" сжег их на маскараде.

После этого происшествия никто больше не видел Лягу­шонка и Трипетту. Но можно быть уверенным, что никому больше не придет в голову унизить, оскорбить Лягушонка, потому что гордость и жажда справедливости живут в его маленьком теле.

♦    ♦    <Ф-

72

ВАЛЬТЕР СКОТТ

Мужественные герои В. Скотта

(По роману "Айвенго")

Роман "Айвенго" принадлежит перу английского романи­ста Вальтера Скотта. События происходят в XII веке. Тогда королем Англии был Ричард Львиное Сердце. В стране про­исходила острая борьба между саксами и норманнами, а так­же между феодалами и землевладельцами. Рыцарские замки стали притоном для разбойников, а бедные люди были безза­щитными и бесправными.

В тяжелое для страны время на родину возвращается на­следник старого Седрика — Айвенго. До этого юноша путеше­ствовал по Италии, Франции, Греции. Богатый феодал Седрик лишил наследства и выгнал из дома сына, потому что взгляды отца и сына на государственное устройство резко расходились. Айвенго за годы скитаний научился прятать свои настоящие чувства под маской равнодушия. Юноша переоделся в бедного богомольца и, оставшись неузнанным, пробрался в дом отца. Там он встретил воспитанницу Седрика — леди Ровену, к ко­торой хранил любовь на протяжении долгих лет изгнания. Айвенго понимает, что жизнь отца мало в чем изменилась: Седрик такой же суровый и бескомпромиссный.

Молодой рыцарь ценит в людях, прежде всего, порядоч­ность и искренность. Он не хочет отступать от своих принци­пов и считает, что власть феодалов должна быть ограничен­ной. Айвенго также верит в то, что все люди равны перед Богом, потому юноша спасает еврея Исака от ограбления.

Юноша не только справедливый, но еще и отважный воин. На рыцарском турнире он прекрасно выглядел в боевом сна­ряжении. На панцире было написано: "Рыцарь, лишенный наследства". Ловкость и юношеская грация просто очарова­ли зрителей. Айвенго получил в награду за победу золотой венок. Естественно, юноша подарил его своей любимой де­вушке — леди Ровене, но при этом остался неизвестным. Однако, когда с Айвенго сняли шлем, то все узнали сына могущественного Седрика.

73

Тяжелые раны рыцарям обычно лечат друзья и те, кто умеет ценить дружбу, искренность, отзывчивость. Айвенго по­могает Исак, его дочь Ребекка, свинопас Гурт и даже сам король Ричард Львиное Сердце. Эти люди сделали все воз­можное, чтобы юноша выздоровел. Народный герой Локси считает, что его вольные стрелки смогут в любой момент за­щитить товарища. Свинопас Гурт говорит, что никогда не предаст друга, несмотря на возможное наказание.

Айвенго хорошо понимает, что сила человека — в дружбе, а его счастье — в любви. Всех, кто его окружает, покоряют щедрость, доброта и простота молодого рыцаря. Едва выздо­ровев, Айвенго снова становится на защиту обездоленных, спа­сая Ребекку. Но на этот раз он рисковал своей жизнью.

Большую роль в романе играет легендарный король Анг­лии — Ричард Львиное Сердце. Именно он под маской Чер­ного Рыцаря выносит на руках из горящего замка раненого Айвенго, а потом совершает еще много хороших дел: спасает старого Седрика и леди Ровену, примиряет Айвенго с отцом и благословляет будущий брак юноши и Ровены.

Вальтер Скотт в своем романе рисует образы сме­лых, бесстрашных, мужественных людей, как рыцарей, так и простолюдинов. Даже грустно становится оттого, что в современном мире нет смелых странников, которые всег­да были бы готовы вступиться за честь. Но я понимаю, что там, где есть рыцарь, добро обязательно победит зло. Настоя­щему рыцарю не нужны похвалы и награда. Смысл его жиз­ни — приносить свободу и добро тем, кто в этом нуждается.

О. ГЕНРИ

Бесценный дар

(По рассказу О. Генри "Дары волхвов")

По евангельской легенде, когда родился младенец Иисус, на востоке вспыхнула звезда. Три мудреца-волхва, увидев ее, поняли, что родился спаситель мира и отправились покло-

74

ниться ему. Они принесли дары — драгоценные благовония. По преданию, отсюда пошел обычай в Рождество одарять близ­ких и знакомых.

О. Генри по-своему обыгрывает предание. Канун Рождества в'маленькой квартире, где царит "не то что вопиющая нищета, но красноречиво молчащая бедность". Юная супруга хочет вы­брать подарок для мужа. Они бесконечно любят друг друга, и никакие сокровища не кажутся Делле достойными мужа. Но на ладони блестят монетки — один доллар восемьдесят семь центов, собранные долгой жесточайшей экономией. Как быть?

Два подлинных сокровища есть у семьи: роскошные воло­сы Деллы и золотые часы, доставшиеся Джиму от отца. Правда, часы висят на ободранном кожаном ремешке...

Выход Делла находит быстро: она продает свои волосы, покупает цепочку для часов, молясь лишь об одном: только бы не разонравиться мужу. Но когда она вручает ему пода­рок, оказывается, что часов нет: Джим продал их, чтобы ку­пить жене черепаховый гребень.

Грустный финал: подарки оказались "слишком хоро­ши". Счастливый финал — муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бесхитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими сокровищами.

О. Генри делает мудрый вывод: волхвы принесли дары, но среди них не было самого главного. Писатель не называет его, но нам понятно, что этот дар — любовь и верность. Их не купить, даже если в кармане у вас миллион долларов и восемьдесят семь тысяч.

ДЖЕК ЛОНДОН

В чем смысл жизни? (По рассказу Д. Лондона "Любовь к жизни")

Джек Лондон занимался литературным творчеством око­ло двадцати из сорока прожитых им лет,  успехи писателя

75

поразительны. Современники следили за взлетом и судьбой Джека Лондона с радостью и неприкрытым интересом. Из писателя пытались сделать живую рекламу "общества рав­ных возможностей", то есть Америки. Мол, вот воплощение идей о настоящем обществе: пасынок фермера, мальчик-ра­ботяга, который не смог получить высшего образования, но все равно сумел достичь своей мечты: стал популярнейшим писателем. Но в действительности все было не так просто. Жизнь Джека Лондона была своеобразным самосожжением ради успеха. Такая борьба обессиливала. Писатель обречен был ради выгодной репортерской и писательской работы на невероятные нагрузки.

Джек Лондон писал: "Мне странно думать теперь о том, с каким самозабвением я работал, о том, каким бедным я был и как страстно мне хотелось достичь успеха, а еще — каким я был счастливым".

Первые, так называемые северные, рассказы Джека Лон- > дона удивили читателей новой постановкой проблемы и их художественным воплощением. Герои этих рассказов оста­вались наедине с суровой арктической природой, испытывав­шей их на прочность. Как писатель-реалист Джек Лондон шел в своем творчестве по следам жизни. На Север людей заставляло ехать желание заработать шальные деньги, этот период назывался "золотой лихорадкой". Среди настоящих, мужественных и сильных героев на Севере оказались и негодяи, которые привезли с собой зверские законы "обще­ства равных возможностей": крайний индивидуализм, жела­ние обогатиться любой ценой, ненасытное пристра­стие к "желтому дьяволу". Среди суровой белой тишины Аляски бред "золотой лихорадки" причудливо переплелся с высокой романтикой. Это накладывало очень своеобразный отпечаток на характер каждого обитателя американского Севера.

В рассказе "Любовь к жизни" Джек Лондон изобразил двух друзей-золотоискателей, которые возвращаются домой после удачных поисков желтого металла. Один из них вывихнул ногу и попросил своего спутника о помощи. Но тот бросил товарища в беде и пошел дальше, прихватив с

76

собой часть добычи. Его друг, оставшийся в одиночестве, отчаянно борется за жизнь. Он решает идти дальше, несмот­ря на боль, но сбивается с дороги. Идти с поврежденной ногой становится все тяжелее, и герой задумывается над тем, что делать со своей долей добычи. Он оказался перед выбором: избавиться от золота как от лишнего груза или от всех остальных вещей. Он не решился оставить золото в той земле, которой оно принадлежало раньше. Золото­искатель изнемогал от голода. Несколько раз он пытался поймать куропатку, но безуспешно. "Глядя, как куропатка отлетает прочь, он чувствовал к ней такую ненависть, слов­но она причинила ему страшное зло". Он впадал в беспа­мятство, бредил едой, но, придя в себя, чувствовал только боль от голода в животе. Когда мокрый снег погасил костер, путник дошел до крайней точки страдания и начинал ду­мать, что умереть не так больно, как жить. Но сквозь бессилие прорывалась бесконечная любовь к жизни и вы­нуждала его еще и еще раз подниматься и идти дальше. Герою удалось выйти к людям, но в конце пути произошло символическое событие: он увидел останки своего друга-предателя. Еще долгое время спасшегося преследовал страх голодной смерти.

Рассказ Джека Лондона заставляет читателя задумать­ся над такими понятиями, как жизнь и смерть, предательство и дружба, над относительностью материальных ценностей.

ЯРОСЛАВ  ИВАШКЕВИЧ

"Гибель Икара"

(сочинение-отзыв)

Всем известен миф об Икаре — юноше, который хотел ле­тать, стремился к солнцу и погиб, приблизившись к нему на­столько близко, что воск, скреплявший перья, растаял.

Ярослав Ивашкевич не знал близко молодого человека,

77

о котором рассказал. Но маленький эпизод, свидетелем которого он стал, побудил его написать рассказ и назвать по ассоциации "Гибель Икара". Действие происходит во время второй мировой войны в Варшаве. По дороге идет юноша 15—16 лет и читает книгу. На него чуть не наехала машина гестапо. Из машины выскочили два гестаповца, отобрали у парня документы, затолкали его в машину и увезли в неизвестном направлении. Автор рассказа стал случайным свидетелем события. На трамвайной остановке были люди, безразличные пешеходы сновали по своим де­лам, и никому не было дела до гестапо, до исчезновения мальчика.

Я. Ивашкевич вспомнил картину Брейгеля "Падение Ика­ра", на которой крестьянин, пастух и рыболов занимаются своими делами. Все живут своей жизнью, своими заботами, своей работой. На втором плане виден умиротворенный го­род, в котором также течет своя жизнь. И только присмот­ревшись, можно увидеть торчащие из воды ноги и несколько падающих в море перьев. И опять-таки никто не заметил гибели человека.

Проходят годы, столетия, а человек все так же бывает без­различен, безучастно проходит мимо смерти других, живет сво­ей жизнью и довольствуется малым. От этого веет безысход­ностью, и жить в таком обществе страшно.

ДЖЕЙМС ОЛДРИДЖ

"Последний дюйм"

(сочинение-отзыв)

Сюжет произведения прост. Два человека — отец и сын —-попадают в экстремальную ситуацию.

Начинаются события буднично. Бен, в прошлом опыт­ный летчик, теперь подрабатывающий подводными киносъем­ками, летит со своим десятилетним сыном Дэви на бе­рег Акульей бухты снимать акул.  Самолет - старенький,

78

места — безлюдные, сын — замкнутый, отец — весь в себе. Каждый живет своей жизнью, никаких общих чувств, инте­ресов, полное равнодушие. В рассказе отсутствует далее конфликт отцов и детей, так как близкие, казалось бы, люди являются посторонними друг для друга, они не знают друг о друге ничего и не пытаются сблизиться'.

Во время подводных съемок на Бена напала акула. И вот тут-то, на диком побережье, Бен осознает, что этот маленький человечек, его сын, от которого зависит их даль­нейшая жизнь, должен быть мужественным, сообразитель­ным, волевым. Впервые Бен начинает работать не физически, а внутренне. Он пытается понять чувства мальчика, пыта­ется заставить работать и думать самостоятельно. Им обоим страшно, но они ожесточенно сопротивляются обстоятельствам.

Дэви, оказавшись один на один со стихией и умираю­щим отцом, действует самостоятельно. Когда ему нужна помощь по управлению самолетом, он выводит отца из обморочного состояния. Мальчик неожиданно оказался мужественным, где-то даже жестким, сконцентрированным, ответственным, умеющим самостоятельно справляться со сложными ситуациями, — выше на ступеньку некоторых мужчин, теряющих самообладание в подобные моменты жизни.

Они спаслись. Бен-калека держится за тонкую ниточку понимания сына в надежде развить ее в тесную связь через взаимопонимание. А сын, неожиданно раскрывшийся в не­ординарной ситуации, опять скромен и тих. Развитие даль­нейших отношений зависит только от них. И впереди у них работа, самая тяжелая и изнурительная — познание друг Друга.

♦    ♦    ♦

79

СОЧИНЕНИЯ   НА   СВОБОДНУЮ   ТЕМУ

Портрет моей сестры

(сочинение-описание)

Недавно у меня появилась сестричка Настя, ей 3 месяца. Она очень маленькая и звонкоголосая. На голове у нее вмес­то волос еще легкий пушок, поэтому она похожа на цыплен­ка. Глаза у нее огромные, темные, когда смотришь в них, ка­жется, что падаешь в их глубину. Брови она часто хмурит, они у нее редкие и светлые, а ресницы огромные, упругие. Когда Настя улыбается, на правой щечке у нее появляется ямочка. У Насти еще нет зубов, поэтому у нее видны только розовые десны. Носик у нее маленький, немного вздернутый, иногда она очень смешно его морщит.

Настя уже различает нас по голосам и очень радуется, когда я подхожу и играю с ней.

Дом, в котором я хочу жить

(сочинение-описание)

Я хочу жить в просторном двухэтажном доме с больши­ми окнами с резными наличниками. На крыше обязательно должна быть ярко-красная черепица, а на коньке, как в сказ­ках Пушкина, я посажу петуха, которого сам вырежу и разу­крашу в самые невероятные, яркие цвета.

Вокруг дома я обязательно посажу березу, ель и каштан. А перед домом у меня будет большой палисадник, не только для меня и моей семьи, но и для пчел.

В доме, на первом этаже, у меня будет располагаться про­сторная кухня, оборудованная современной техникой, зал, где обязательно будет камин и вся семья будет греться возле него холодными вечерами. Рядом будет находиться комната-библиотека, а в ней — русская, украинская, зарубежная клас-

80

сика, литература о политике и спорте, о животных, по кули­нарии. Я непременно оборудую комнату для занятий спортом современными тренажерами и мини-бассейном.

На втором этаже у меня будет компьютерная комната, в которой мы с братом сможем делать уроки. Спальни для нас и мамы с папой окнами будут выходить на восток, чтобы вставали с первыми лучами солнца.

Потолки в доме будут высокими, на стенах я повешу ре­продукции картин известных художников или гобелены. Ме­бель я поставлю мягкую, обтекаемых форм, низкую, не мар­кую, потому что в доме обязательно будет жить собака. Я хочу, чтобы в доме было два телевизора: один — в гостиной, второй — в компьютерной комнате. Тогда мы с братом смо­жем смотреть мультики или фантастику в то время, когда мама смотрит телесериал или папа заинтересовался спортив­ными новостями.

Мой дом будет большим, теплым и уютным. Его двери будут всегда открыты для друзей.

Мой папа за работой

(сочинение с элементами описания)

Мой папа очень любит что-нибудь мастерить. Он сам сделал мне книжный стол, очень удобный и красивый, за которым я теперь делаю домашние задания. Я часто помо­гаю папе мастерить и иногда незаметно рассматриваю его. Когда он работает, лицо у него преображается: становится сосредоточенным, слегка заостренным. Когда он что-нибудь внимательно рассматривает, то слегка прищуривает голу­бые глаза, собирая вокруг них мелкие складочки. Когда папа недоволен результатом работы, он шумно вздыхает, морщит красивый с горбинкой нос или запускает руку в волосы, обнажая высокий лоб с едва наметившимися мор­щинками.

Но когда папа доволен работой, глаза у него искрятся, солнечная и радостная улыбка обнажает белые зубы. Он по-

81

чесывает пальцем за слегка оттопыренным ухом и говорит, что мы домашние гении.

В. Серов.   "Девочка с персиками"

(сочинение по картине)

Картина "Девочка с персиками" — одно из первых произ­ведений В. А. Серова.

На картине изображена дочь известного промышленника и купца Саввы Мамонтова — Вера Мамонтова. Загорелая девушка пристально смотрит на зрителя с полотна. У нее большие и темные глаза с тайным огоньком. Можно поду­мать, что девушка задумала какую-то шалость, кажется, что в серьезно сжатых губах таится намек на лукавство.

Вся картина залита солнечным светом, и создается впе­чатление, что только рама мешает ему вылиться. Свет зали­вает всю комнату, играет разноцветными бликами на стене, на мебели, на подсвечнике, виднеющемся справа, на серебря­ном ноже, лежащем на белоснежной скатерти.

Общий фон картины холодновато-голубоватый, поэтому очень хороню выделяется смуглое лицо девушки, ярко кон­трастируют теплые тона красного банта на груди, лежащие на столе свежие персики и листья.

Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью, все дышит свежестью. Даже поза девушки выражает нетер­пение, будто она на несколько секунд присела за стол.

Картина "Девочка с персиками", написанная в 1887 го­ду, поразила тогдашнюю Москву, но по прошествии более 100 лет она так же удивляет новизной и завораживает сво­ей порывистостью в сочетании со спокойствием и благо­родством.

♦    -О    ♦

82

Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского

(сочинение по картине)

Орест Кипренский считается одним из лучших портрети­стов России начала XIX века. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кип­ренского принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.

История знаменитого портрета Пушкина, написанного Оре­стом Кипренским, очень интересна. Он был заказан худож­нику другом великого поэта — Антоном Дельвигом.

Кипренскому удалось создать образ поэта, по отзывам современников, очень близкий к реальному. Пушкин изоб­ражен в сюртуке и плаще, накинутом на одно плечо, то есть одетым по моде того времени. Художник подобрал такое освещение, при котором особенно чётко видна голова* поэта. На смуглом лице Пушкина лежит печать вдохновения. Можно подумать, что поэт обдумывает очередное стихотво­рение. Обращает на себя внимание то, что поэт невесел. В его взгляде читается настороженность, губы напряженно сжаты, и их излом свидетельствует о богатом жизненном опыте Пушкина. Однако изящные руки поэта спокойно сложены на груди, словно Пушкин в торжественном спо­койствии грусти ждет исполнения своей  судьбы.

В правом верхнем углу полотна изображена бронзовая фигура музы с лирой в руках. Именно эта деталь подчеркива­ет главное, что хотел выразить художник, — Пушкин и вдох­новение неразделимы, а муза, которую поэт нередко упоминал в своих произведениях, — неразлучная спутница автора гени­альных стихов и великой прозы.

Портрет А. С. Пушкина кисти Ореста Кипренского при­знан одним из лучших, созданных при жизни поэта. Поэт высоко оценил работу художника, однако считал, что Кипрен­ский приукрасил его внешность.

Сегодня мы можем составить впечатление о внешности Александра Сергеевича Пушкина только по существующим портретам поэта. Мне кажется, Орест Кипренский ближе дру-

83

гих художников подошел к решению, казалось бы, неразре­шимой проблемы — показать душу великого русского поэта средствами живописи.

В, Пукирев. "Неравный брак"

(сочинение по картине)

Василий Владимирович Пукирев — известный русский живописец, прославившийся жанровой картиной "Неравный брак", написанной в 1862 году. В те времена проблема бесправия женщины стояла очень остро. В российском обществе все чаще раздавались голоса в защиту женского равноправия. Эту тему в своем творчестве развил и худож­ник Пукирев.

Сюжет картины — нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за бо­гатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза. Невеста бледна, вероятно, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невырази­тельные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать. Судьбу девушки легко преду­гадать: она станет игрушкой в доме богатого и властного старика.

Художник с большой силой изобразил второстепен­ные персонажи картины. Все эти люди, явившиеся в цер­ковь на обряд венчания, считают подобный брак делом са­мо собой разумеющимся: их лица выражают равноду­шие или холодное любопытство. Невесте, которая, скорее всего, от всей души ненавидит и боится своего будущего мужа, неоткуда ждать помощи: на стороне жениха закон не только земной, но и небесный — ведь обряд благослов­ляется церковью. Лишь один из присутствующих — моло­дой человек — своим видом выражает молчаливый про­тест: на его лице читается укоризна, его руки скрещены на груди.

84

Василий Владимирович Пукирев с непревзойденным та­лантом художника-реалиста запечатлел на полотне драму обездоленного юного существа.

Помогите найти!

(сочинение-описание, объявление)

J вариант

Пропала девочка 13 лет, рост 153 см, худощавая, лицо овальное, волосы длинные, до плеч, русые, волнистые. Глаза голубые, брови темные, ресницы длинные. Нос прямой, губы тонкие, ярко-розовые. На щеках ямочки.

Была одета: розовый свитер с белым воротником и белая шерстяная юбка.

Л  вариант

Разыскивается мальчик 13 лет, рост 155 см, коренастый, крепкого телосложения. Волосы коротко подстриженные, чер­ные. Ушные раковины маленькие, мочки закругленные.

Глаза карие, близко посаженные. Нос курносый, губы пух­лые, на подбородке ямочка.

Был одет: спортивные брюки синего цвета с белы­ми полосками, красная трикотажная футболка и черная бейсболка.

Пропала собака

(объявление)

Пропала собака 2 лет, беспородная дворняжка. Неболь­шая, около 25 см в холке, коричневого окраса с белым пят­ном на спине в виде восьмерки. Уши треугольные, стоячие, небольшие. Глаза карие, умные. На морде растут "усы" и "борода". Хвост загнут кольцом на спину.

Особая примета: на носу белое пятно.

85

Скворечник

(сочинение-описание процесса труда)

В нашей школе уроки труда всегда проходят очень интерес­но, поэтому время пролетает незаметно. Так было и на этотраз, когда учитель объявил конкурс на лучший скворечник.

Как всегда, Андрей Викторович очень понятно объяснил, что, в каком порядке и как делать. Убедившись, что мы пре­красно поняли, что от нас требуется, он разрешил приступить к работе.

Моментально заработали станки, в мастерской раздался стук и скрежет. Каждый хотел справиться с заданием быстрее и лучше. Сначала лидировал Максим. Он быстро и точно нанес нужные размеры на дощечку и вырезал отдельные детали. Но оказалось, что одной детали недостает, а дощечки больше не было. Поэтому, к сожалению, он выбыл из соревнований. А Сергей, хотя и работал не очень быстро, но все продумал и взве­сил. Ему не пришлось что-то переделывать или поправлять, поэтому его работу посчитали лучшей, хотя он завершил ее одновременно с Володей.

Андрей Викторович внимательно осмотрел изделие, похва­лил Сергея и поставил в журнал отличную оценку.

Как пекут куличи

(сочинение-описание процесса труда)

Во все времена народ очень любил праздники. Но с какой-то особой надеждой, трепетом и любовью люди ждали Пасху. Именно в эти дни начинается настоящая весна, с ее буйными красками и благоуханием.

К этому празднику во всех домах бабушки и мамы пекут куличи, делают творожные пасхи и красят яйца. С детства я всегда жду с нетерпением Рождество и Пасху, как самые глав­ные, великие праздники.

Мне нравится наблюдать, как рождается праздник, как пекут куличи. Ароматные, румяные, необыкновенно вкусные и завораживающие своей красотой.

86

Начинают их печь в чистый четверг. В доме должен быть идеальный порядок. Как только мама выкладывает на стол муку, изюм, масло, яйца, ванилин, в дом приходит празднич­ное настроение.

Хороший, вкусный кулич — гордость каждой хозяйки. Существует примета: если куличи выйдут на славу, то и год будет удачным.

Мама уже колдует над тестом. Сначала хороню вымеши­вает, а затем следит, чтобы тесто не убежало. Пока куличи подходят, готовят специальные формы, смазывают их маслом и выставляют на столе, чтобы они были под рукой.

Когда тесто хорошо подойдет, его выкладывают в фор­мы. Но заполняют формы тестом лишь на треть, чтобы оно подходило.

Украшает куличи каждая хозяйка по-своему. Моя мама смазывает взбитым с сахаром белком и посыпает цветным сахарным горошком.

Куличи делают большие, средние и совсем маленькие — для детей. Пробовать или есть куличи можно только в вос­кресенье, после того как их освятят в церкви.

В воскресенье, когда вся наша семья собирается за столом, мама разрезает самый большой освященный кулич, и на душе становится очень радостно и светло. Я думаю, что все ребята любят этот праздник и с удовольствием едят ароматные куличи.

Человек, цивилизация, земля

(сочинение-рассуждение)

Человек — это часть природы. В результате развития ци­вилизации человек стал сильнее и поставил себя выше при­роды. Вправе ли он так делать? Ведь питается он плодами земными: опустошает недра земли; вырубывает леса — фильт­ры воздуха; дышит кислородом, выбрасывая в атмосферу тон­ны вредных химических веществ; пьет воду, в которую слива­ются заводские отходы; питается продуктами, выращенными на отравленной земле.

87

Часто ли кто-нибудь из нас задумывается, а надолго ли хватит земных ресурсов при таком их беспорядочном и ин­тенсивном использовании? Каждый думает: "А, на мой век хватит!'* И очень удивляется, когда в его стране, в его городе, на его улице происходят катастрофы: мощные ливни сносят дома или же они уходят под землю; рвутся трубы канализа­ции, и зловонные потоки уносятся в реку, озеро или в море, курорты закрываются, и пить воду еще долго нельзя; взрыва­ются АЭС, и земля дарит нам мутантов.

Люди в погоне за престижностью и деньгами истребили многих животных, некоторые виды которых уже невозможно восстановить, или же остались единицы у некоторых энтузи-астов-природников. Неужели трудно понять, что есть хищ­ник и травоядное животное? Хищник, преследуя животное, хочет одного — наесться. Он не убьет больше, чем ему нуж­но. И в этом есть гармония, равновесие. Человек же уничто­жает все, что видит, ему нужно все больше и больше, он идет семимильными шагами к своей гибели.

Оглянитесь вокруг, посмотрите на мир, поймите, что наша планета существует не для одноразового использования.

Кем быть?

(сочинение-рассуждение)

Мама мне часто задает вопрос — кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, я уже определился в выборе, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть автогонщи­ком, как Шумахер! А маме я не рассказываю, потому что бере­гу ее. Она будет постоянно волноваться и нервничать из-за меня, а мне этого не хочется.

Я люблю скорость, когда ветер врывается в салон машины, хлещет по лицу и пытается навязать мне свое представление о стильной прическе. Я люблю запах бензина, без которого машина просто пахнет нерабочим металлом. Бензин — кровь автомобиля. Мне нравится, когда руль слушается любого дви­жения рук, он является посредником между водителем и ма­шиной. Ведь это настолько удивительно, что человек может

88

управлять таким железным конем. Да, содержать настоя­щую лошадь очень сложно, и не каждый может это позво­лить себе. Для лошади не нужно закатывать дороги в ас­фальт, в нее не нужно заливать бензин, который, сгорая, выде­ляет вредные газы. Она — живая, она — друг. Но если чест­но, я приходил в школу верховой езды и понял, что слишком трепетно отношусь к этому животному.

Мне кажется, что я неплохо чувствую и знаю машину. Мне часто снятся сны, где я сижу за рулем, а будущее с неве­роятной скоростью летит навстречу. И мама уже, кажется, начала догадываться, что я хожу после уроков заниматься в секцию юного картингиста.

Как я познала истинную ценность вещей

(сочинение-заметка в газету)

На все лето родители отправили меня отдыхать к бабуш­ке. Я долго не могла привыкнуть к ритму жизни небольшого села: встают с восходом солнца, как они говорят "с первыми петухами", выгоняют на пастбище домашний скот, возятся в саду и огороде. "Зачем так рано?" — спросила я у бабушки. Бабушка улыбнулась и ответила мне: "А ты, внученька, вый­ди в огород часиков в двенадцать и попробуй сорняки повы­дергивать, грядки просмотреть, подойди к малиннику и ягод­ки пособирай". На следующий день, дождавшись двенадцати часов дня, сонного для села времени, я вышла в огород, ба­бушка шла следом за мной.

—   Внученька, вон возле моркови молодые сорняки выби­

лись, выдерни их...

Я подошла к густой и высокой ботве моркови.

Бабушка, но ведь это же молодая симпатичная травка, пусть себе растет.

Нет, деточка, эта трава очень быстро растет, и питается она теми же соками, которые нужны моркови. Если сорняк не убрать, его корни будут забирать все, и морковь вырастет маленькая и не такая вкусная.

Пока мы с бабушкой обошли весь огород, в малинник мне

89

уже идти не хотелось. Солнце безжалостно обжигало мои плечи, пот градом стекал с меня, и я поняла, что утро — самое лучшее время для работы,

Я научилась рано вставать каждое утро, приносить воду из колодца, кормить кур и уток, пропалывать, рыхлить и поливать грядки. А через несколько недель мы с бабушкой уже ели первые овощи, заботливо выращенные нами. Ме­ня наполняло чувство гордости, что я тоже помогла им вырасти.

Когда к концу лета я приехала домой, у меня сформиро­вался другой взгляд на все вещи, которыми я пользуюсь. Ведь сколько труда неизвестных мне людей вложено в ту же книгу, которую я люблю, в тот же хлеб, который я ем. Труд в селе, о котором я никогда и не думала, открыл мне двери к пониманию и оценке многих вещей.

Как мы с мамой отстали от поезда

(сочинение-рассказ на основе данного сюжета)

Сюжет: мама с сыном едут в поезде. На следующей стан­ции поезд стоит 25 минут. Идут покупать мороженое. Поезд уходит без них. Помощь сотрудников милиции. Счастливое возвращение.

В этот раз мы решили поехать в гости к маминой сестре на поезде. Ехать нужно было чуть больше суток, маме это не очень нравилось, а я был счастлив слушать размеренное по­стукивание колес и рассматривать то разнообразные, то одно­типные, убаюкивающие картины, простирающиеся за окном поезда,

В своем купе мы открыли окно, и теплый, хлесткий ветер заметался в закрытом пространстве. К полудню в вагоне ста­ло душно, и я предложил маме купить на ближайшей стан­ции минеральной воды или мороженого.

Просмотрев расписание, мама радостно сообщила, что на следующей станции стоянка нашего поезда продлится 25 минут.

90

На перроне оказалось много торговцев, предлагающих рыбу, пиво, пирожки, петрушку, картошку, яйца и многое другое, но передвижных мини-холодильников для мороженого мы ниг­де не увидели.

Внутри вокзала, в буфете, мы наконец-то купили и мине­ральную воду, и мороженое.

—   У нас осталось 7 минут, — сказала мама, — пойдем

быстрее.

Но когда мы выбежали на перрон, мы не увидели нашего поезда. Мы не могли поверить своим глазам. Только вдали слегка качался последний вагон уходящего поезда.

—   Этого не может быть, — сказала мама, глядя на часы, —

поезд должен был отправиться только через 4 минуты. Пой­

дем к дежурному по вокзалу.

Меня удивила организованность и слаженность работни­ков вокзала и милиции. Они по рации связались с поездом и выяснили, что действительно мать и сын из седьмого вагона отсутствуют. На предыдущей станции их видели выходящими. Да, соседи по купе говорят, что они не воз­вращались.

—   Вам повезло, — сказал нам капитан милиции, — сле­

дующая станция находится в двадцати километрах отсюда, и

на машине, да еще короткой дорогой, мы приедем раньше

вашего поезда минуты на две.

И это было правдой, на перроне нам еще пришлось ждать с другими пассажирами наш поезд.

Как выяснилось, проводница не предупредила нас, что стоянка поезда сократилась на пять минут, сейчас она плакала в своем купе, а встретила нас ее напарница. Мы тепло попрощались с капитаном милиции и сели в поезд. Соседи по купе очень обрадовались, увидев нас живыми и невреди­мыми. Так как от потрясения нам было не до мороженого, которое, конечно, растаяло, то сейчас мы открыли минераль­ную воду и с наслаждением выпили ее.

Я думаю, что нам будет что вспомнить с мамой. Провод­ница будет относиться к своей работе ответственнее, а мы будем интересоваться расписанием непосредственно у работ­ников железной дороги.

91

Утро в летнем лагере (сочинение-репортаж)

Внимание! Наш микрофон установлен в летнем лагере "Заря". Сейчас 7 часов утра. Доброе утро, страна пробуждаю­щихся от крепкого сна!

Мы заходим во второй корпус. Вот уже первые "жаворон­ки", шатаясь, плетутся к умывальникам. В походке мало бод­рости, в лице — мало радости, в волосах — много ветров погуляло за ночь.

Заходим в первую попавшуюся палату...

Извините... У нас микрофон не для высоких частот... Де­вочки! Весь лагерь оглохнет!

Убегаем подальше. Вот палата мальчиков. Заходим. Ай1 Ба-бах! Ничего себе! Кто бросил в меня этой пудовой подушкой?...

Извините! Репортаж временно прекращается... до утрен­ней зарядки...

Перемена

(сочине ние -репортаж)

Внимание! Очередное включение! Еще стоит гулкая тиши­на в коридорах школы. В классах идут последние секунды урока. Раз, два, три, четыре! Вот он, звонок, прерывающий со­мнения учителя в наших знаниях! Мы свободны! Распахива­ются первые двери. Вторые... Третьи...

Девочек выносит и сминает волна рвущихся на свободу мальчишек. Тут же, у двери, Борьке из 5 "А" кто-то поставил подножку, и он целеустремленно заскользил по коридору, сби­вая на своем пути чьи-то ноги. На него падают, как подко­шенные, школьники, и Борька останавливается. Но что дела­ется сзади! Вы посмотрите. Жалсдущая свободы толпа пыта­ется пробить искусственный затор. Я не вижу лиц. В воздухе машут только руки и рюкзаки... Нет, только что я увидел и ноги!

Наконец-то из классов выходят учителя.  Тамара Алек-

92

сандровна, учитель рисования, бросилась разгребать завал, Федор Иванович, учитель географии, помогает ей, видимо, объяс­няя школьникам, что затылок — это Северный полюс, а Аф­рика будет на следующем уроке.

Постепенно девочки нашли свои места у подоконников и о чем-то секретничают. Взъерошенный Протасов из 4 "В" пы­тается оторвать дверную ручку, его не пускают в класс. Але­на Самохина из 5 "Б" опять смотрится в зеркальце. Все-таки она красивая! Вы согласны?

Ну вот. Этот резкий звук звонка заставил всех вздрог­нуть. Коридор нехотя освобождается. Шум перетекает в классы. И... закрывается первая дверь, вторая, третья... На 45  минут.

Я заканчиваю этот небольшой репортаж, так как мне нуж­но бежать на урок. Встретимся на следующей перемене.

     Рейтинг@Mail.ru

                                                                                                  карта сайта    главная   

Hosted by uCoz