карта сайта    главная

                                 Миф 10. «ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ! »

 «Труд сделал из обезьяны человека… Трудись до пота! Будь трудолюбивым… Старайся, будь старательным… Работай, усердно работай... Без труда не вытащишь и рыбку из пруда… И т.д.» Я сделал открытие: ВСЕ ЭТО – ЛОЖЬ.

 

 Кому она выгодна? Вот ряд картинок одного порядка.

 

 Армия. «Копаем от меня и до следующего столба! » Назавтра - закапываем. Главное, чтобы солдат РАБОТАЛ. Так в концлагерях разрушали личность, доводя человека до полной апатии по отношению к себе и своим правам.

 

 Стройка. Работы нет, и мы преспокойненько сидим там, где по идее должны что-то делать. Вдруг: «Начальство!!! » Кто-то лезет в штробу, кто-то хватает трубу, кто-то берет арматуру и начинает тихо долбить о бетон, как бы что-то отковыривая. Так положено. Начальство должно видеть, что МЫ РАБОТАЕМ. Кому это выгодно? Тому, кто распоряжается деньгами стройки, то есть реальному хозяину этой «общенародной» собственности; он должен растянуть работы до нужного срока - чтобы выбить новые фонды, и заплатить нам минимум - чтобы и себе дачу построить.

 

 Семья. Сын пришел. Он сделал свои дела и свободен. Бездельничает (на что имеет полное право). Он лежит – а меня начинает тихо давить жаба. Нет, это терпеть невозможно! «Ты что, уже все сделал? А нам помочь слабо?.. Давай-ка, подмети-ка». Сын: «…Твою мать… идиот. Черт дернул так рано домой прийти...» Берёт веник и вяло, через «не пошли бы вы», создаёт видимость подметания. Я расслабляюсь: сын, типа, РАБОТАЕТ. Послушался, и всё такое...

 

 А вот дочка занимается музыкой. «Садись заниматься! Занимайся! » В лучшем случае, она проигрывает что-то, стараясь как можно чаще прерываться на обдумывание очередной ноты… Но факт «занятий» налицо, и мы спокойны. В худшем случае мама долго и нудно объясняет, как играть, и ругает за ошибки. «Играй три раза. Еще два раза играй». Итог: «Мама, мама! Сколько раз играть?» А ЗАЧЕМ? А фиг его знает. Главное, чтобы СТАРАЛАСЬ. Если ритуал соблюдён – «Она же так старалась! Она столько занимается! » И она занимается, не понимая, зачем. И привыкает к тому, что это вообще не важно. (О занятиях музыкой я когда-то родил эссе, сверхзаумное от злости. Надеюсь, скоро доведу его до приемлемого вида.)

 

 А вот не ладится с математикой – «Я тут не понимаю…» Пап через час: «Я тебе уже десять раз объяснил! Уже два часа с тобой сижу! » А если бы не лоханулся, промолчал и сам просидел бы час - все было бы ништяк: «Он сегодня молодец, долго занимался! » (Интересно, чем!?).

 

 А одна моя знакомая девочка каждый день просиживает за уроками до полуночи, а если не успеет все «приготовить» - плачет. По-вашему, ее надо хвалить? А я всерьез озабочен ее душевным здоровьем!

 

 Что общего у всех этих картинок? ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТА. В сих типических случаях РЕЗУЛЬТАТ НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Все озабочены только ПРОЦЕССОМ. Процессом задабривания старших, послушной видимостью работы. Демонстрация послушания – вот за что мы готовы хвалить и обожать!

 

    За что мы чаще ставим хорошие оценки, господа учителя?.. За старание! Усердные ученики – бальзам на наше ранимое сердце. Результата нет – и бог с ним: «Ну, не хватает способностей… Но он такой старательный! » Ах, Мариванна! А может, не хватает умелого и честного педагога?..

 

    На работе мы поощряем не тех, кто выдает результат легко – этих мы скорее боимся. А вот те, кто ВЫКЛАДЫВАЕТСЯ, вкалывает до головокружения – настоящие работники! Узнаваемо, правда? Известен закон Паркинсона: «двигаясь по служебной лестнице, сотрудники всегда занимают те ступеньки, на которых они уже не компетентны». Как только человек освоил должность и стал работать без напряга, его «пиу! » - на повышение: не фиг расслабляться, вкалывай давай! Кому-то очень нужно, чтобы люди послушно вкалывали. А кто-то – вкалывает. Не те ли это дети, которых хвалили за старание?

 

 Награждать старание - значит награждать ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТА. Значит, награждать НЕУСПЕХ. Успеха нет, а силы потрачены - это путь к апатии. Ученики перестают вникать в учёбу – зачем, если нам нужна приятная видимость? Они просто зубрят, умело повторяют и виртуозно переписывают. Они вырастают послушными неумехами, беспомощными исполнителями - как и большинство из нас. На работе они имитируют усердие – и это тоже прокатывает. В то время, как мы воодушевляемся фильмами о трудовом героизме, производство становится убыточным и страна влезает в долги. Мы поём о мире, а ядерным вооружением руководят старательные офицеры, которые не задумываясь исполнят приказ сумасшедшего. Нас имеют, как хотят – а мы молчим и объявляем голодовки. Старание – старанием, а воздаётся-то нам по ДЕЛАМ нашим! То бишь – по результатам. Аминь.

 

 Слава Богу, достаточно ребят, способных получать результат почти без всякого старания. Они отчаянно скучают среди нас. Пока они демонстрируют послушание, мы их уважаем: «умный, талантливый, способный, ответственный». Но как только они узнают себе цену, мы начинаем бояться их. «Самонадеян, распущен, циничен, ленив» - означает: человек имеет наглость не демонстрировать благодарного усердия. Особенно бесят такие «умники», если шутя сдают экзамены!

 

 Мы боимся тех, кто может обходиться без нас. Мы боимся способных и могущественных. Боимся свободных и счастливых. На что же надеяться нашим детям?..

 

 Дай им бог бесконечного терпения, мужества и упорства!

                                                                                                    карта сайта    главная

   

Hosted by uCoz